Консультация для родителей
учитель-логопед Гуляева Мария Егоровна
«Артикуляционная гимнастика дома»
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьезное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
- Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
- Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребенком необходимо и дома.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:
- Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
- Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
- Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
- Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
- «Заборчик»,
- «Окошечко»,
- «Трубочка»,
- «Чашечка»,
- «Блинчик»,
- «Иголочка»,
- «Мостик»,
- «Парус»
Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» – «Окошечко» – «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
- «Часики»;
- «Качели»;
- «Лошадка»;
- «Чистим зубки»;
- «Вкусное варенье»;
- «Барабанщик»;
- «Худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».
Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:
- Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
- Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»
- Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,
- Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи
дошкольников»,
5.Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».
Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.
Далее идут приложения (3 страницы), которые вы можете распечатать и использовать для занятий артикуляционной гимнастикой со своими детьми.
Статические упражнения. (Удерживать позу под счёт до 5-10)
|
Лягушка Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
|
|
Чашечка Открыть рот. Широкий расслабленный язык выгнуть в форме чашки.
|
||||||
|
Заборчик Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении |
Грибок Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к нёбу. Растягивать подъязычную связку.
|
|||||||
Птенчик Широко открыть рот. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
|
|
Хоботок Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд.
|
|||||||
|
Блинчик Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. |
|
Трубочка Открыть рот. Высунуть широкий язык. Загнуть боковые края вверх.
|
||||||
Иголочка Открыть рот. Узкий язык высунуть вперёд.
|
Киска сердится. Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, язык выгнуть вверх |
Динамические упражнения. (Выполняются 10-15раз)
|
«Лошадка» Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. |
|
«Вкусное варенье» Рот приоткрыть. Широким языком Облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! |
||||||
«Качели» Открыть рот. Языком тянуться то к носу, то к подбородку.
|
«Конфета» Рот закрыть. Напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
|
||||||||
|
«Почистим зубки» Почистить кончиком языка нижние (потом верхние) зубки с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна!
|
|
«Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! |
||||||
|
«Барабанщик» Рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить: д-д-д.
|
|
«Индюк» Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперѐд-назад, не отрывая языка. При этом произносить: бл-бл-бл… Нижняя челюсть неподвижна! |
||||||
«Месим тесто» Приоткрыть рот, Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлѐпывая его губами произнести: пя-пя-пя… |
«Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. |
||||||||
«Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
«Змейка» Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. |
||||||||
|
«Загнать мяч в ворота» Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться. |
|
«Маляр» Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движения вперед-назад.
|
||||||
«Погреем ладошки» Рот открыть. Губы вытянуть вперед.Произносить на выдохе звук: х-х-х.. как бы согревая ладошки. |
|
|
«Приемы стимуляции речевой активности детей от 1,5 до 3 лет»
1. Разговор с самим собой. Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.
2. Диалог-образец. Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ. – Что я взяла? – Чашку. – Что это такое? – Чашка. – Что поставила? – Чашку. и т. д.
3. Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
5. Распространение. Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению. Ребёнок: «Сок». Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».
6. Приговоры. Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.
7. Выбор. Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
8. Поручения. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».
9. Опосредованное общение. В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
10. Игры с природным материалом. Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.
11. Продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.
12. Замещение. Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.
13. Ролевая игра. Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.
14. Музыкальные игры. Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
«Необходимость развития речевого дыхания»
Речь человека – это сложный механизм, который не может образоваться сам по себе. Речь зависит от наших органов чувств: от слуха, от дыхания. От того как воспринимает ребенок звуки, окружающие его, зависит воспроизведение его речи.
Дыхание так же важно для развития речи, как и слуховое восприятие. Человек воспроизводит звуки на выдохе. Часто дети неправильно дышат, от чего их речь становится невнятной, пропадают звуки, речь не плавная, а прерывистая. Помимо этого, дети не могут овладеть некоторыми речевыми звуками, воспроизведение которых требует сильный выдох через открытый рот. Следует развивать речевое дыхание. Ребенка следует научить правильно дышать во время разговора, выработать целенаправленную воздушную струю, сформировать длительный плавный выдох. Для этого можно использовать различные игровые приемы.
-
Часто логопеды используют игру «Футбол». Для этого берется шарик от пинг – понга или обычная скрученная вата и ребенок должен «загнать» (подуть) вату или шарик в ворота (в свои ладони, выставленные перед собой). Игра проводится за столом.
-
«Дуть на горячий чай».
Игрушечные духовые инструменты так же способствуют развитию речевого дыхания. Помимо этого не забывайте, что и окружающие нас предметы и явления воспроизводят звуки. Играйте со своими детьми, подражайте звуку воды из крана: «ссссс», песенки комара: «ззззз, жука: «жжжжж», вьюге: «вввв» и т. д. Включайте вашу фантазию, но не забывайте следить, чтобы ребенок воспроизводил все звуки на выдохе. Чем разнообразнее будут варианты, тем большим количеством звуков он овладеет. В дальнейшем можно добавлять слоги: ба – ба – ба, па- па- па, да – да – да, ла – ла – ла и т.д. на одном выдохе.
Но следует помнить, что такие игры могут привести к головокружению. Поэтому необходимо следить за временем.
Паспорт логопедического кабинета.
Подготовила учитель-логопед Жиркова Марина Иннокентьевна
Оформление кабинета:
1. Артикуляционная гимнастика;
2. Русский алфавит;
4. Цифры от 0 до 20;
3. Стенд «Логопед-родителям».
Оборудование кабинета:
№ | Оборудование | Количество (штук) |
Настенное зеркало для логопедических занятий (50×100) | 1 шт. | |
Зеркало для индивидуальной работы | 6 шт. | |
Лампа дневного света над зеркалом | 1 шт. | |
Магнитная доска | 1 шт. | |
Доска-мольберт | 1 шт. | |
Стеллаж для пособий | 1 шт. | |
Стол канцелярский | 1 шт. | |
Стулья | 1 шт. | |
Столы для занятий | 4 шт. | |
Детские стулья | 6 шт. | |
Персональный компьютер | 1 шт. | |
Черно-белый принтер | 1 шт. | |
Дефектологическая и логопедическая литература | ||
Учебники и учебные пособия, программы | ||
Дидактические и раздаточные материалы | ||
Иры, игрушки | ||
Диагностический инструментарий |
Нормативно-правовая база деятельности учителя-логопеда и функционирования логопедического пункта:
1. Положение о логопедическом пункте ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №88»;
2. Паспорт кабинета;
3. План развития кабинета на 3 года;
4. Должностная инструкция учителя-логопеда;
5. Инструкция по охране жизни и здоровья ребенка;
6. Программа работы;
7. Годовой план;
8. Циклограмма работы;
9. Расписание занятий;
10. Список детей;
11. Заявления от родителей;
12. Речевые карты;
13. Индивидуальные планы логопедической коррекционной работы;
14. Календарно-тематический план работы;
15. Журнал учёта обследованных детей;
16. Журнал учёта консультаций для родителей;
17. Журнал учёта консультаций для педагогов;
18. Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий;
19. Конспекты или планы занятий;
20. Папки для домашних заданий;
21. Бланки диагностики (сентябрь, январь, май);
22. Лист динамического наблюдения (на каждого ребенка);
23. Отчёт о проделанной работе за учебный год.